МБУ "ЦБС г.Белогорска" - МБУ "ЦБС г.Белогорска"

  

Очередное заседание клуба «РостОК» оказалось не совсем обычным. Оно было посвящено 79-й годовщине Победы, и проводилось на территории сквера Памяти, расположенного в центральной части города.

Началась встреча с исторической подводки, далее ребята прошли по всему скверу, останавливаясь возле каждого памятного объекта. История появления памятника – вот что больше всего интересовало ребят. Чтобы закрепить знания, полученные в ходе экскурсии, мальчишки и девчонки выполнили задания квеста, переходя от легких к более сложным.

 

Сказкотерапия – это одно из направлений арт-терапии (лечение творчеством). С помощью неё мы можем лучше понять себя, заглянуть в своё подсознание и открыть в себе новые ресурсы. Эта методика хороша тем, что практически не имеет противопоказаний.

Конечно, при острых психотических состояниях (проще говоря, при психозах) или когда есть риск развития судорожного синдрома, уже не до этого, тут нужно принимать срочные меры. Во всех остальных случаях работа со сказками, как показала практика, может быть очень благотворной.

Чаще всего эта техника применяется при работе с детьми и подростками, но и взрослым иногда оказывается крайне полезна. Особенно она актуальна для серьёзных, закрытых, погруженных в текущие заботы и проблемы людей. Методика помогает им раскрыться – ведь от сказок веет безопасностью и уютом, у каждого из нас они прочно ассоциируются с детством.

В этом материале я постараюсь дать вам максимум информации об этой технике. Надеюсь, это расширит ваши представления о ней, устранит сомнения в её эффективности. Возможно, у вас даже появится желание попробовать использовать элементы этой методики самостоятельно. Уверена, что знакомство с этим инструментом будет очень увлекательным.

Из истории сказкотерапии

Сказкотерапия – сравнительно молодое направление в практической психологии. В отдельную школу оно оформилось только в девяностые годы XX века. Но если взглянуть на вопрос шире, становится понятно, что эта техника существует столько, сколько существуют сказки – то есть тысячи лет. Издревле человечество сохраняло информацию о жизни и передавало её следующим поколениям в форме мифов, сказок, притч, а также песен и частушек. Каждый рассказчик становился для слушателей своеобразным сказкотерапевтом.

В ХХ веке к сказкам обращались многие известные зарубежные и отечественные психологи (Э. Фромм, Э. Берн и другие). Само же понятие вошло в практику психологов только в 1994 году. Автором диссертации, посвящённой использованию таких историй с целью коррекции психологических состояний пациентов, стала петербургский педагог-психолог Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Именно она является автором метода комплексной сказкотерапии и Президентом Международного союза сказкотерапевтов. На её счету более 50 книг и проектов, посвященных этой методике.

Она писала: «Не думайте, что сказки – это детская забава. Если задаться целью научиться читать сказки не только по-писанному, но и по “неписанному”, откроются кладовые жизненных закономерностей. А они, в свою очередь, уберут многие пустые неурядицы из жизни. Оставят только те трудности, которые необходимы нам для развития». 

В истории техники принято выделять 4 этапа:

  1. этап устного народного творчества, уходящего корнями в глубину веков;
  2. этап сбора и исследования мифов и сказок разных народов мира;
  3. этап осмысления сказок как инструмента для психодиагностики и психокоррекции;
  4. этап становления методики как психолого-педагогической системы.
 

В наши дни методика широко используется как в психологическом, так и в организационнном консультировании (если речь идёт о взрослых). Её редко используют как самостоятельный метод, чаще комбинируют с другими в рамках индивидуальной терапии, в семейной и групповой консультациях.

Как работают терапевтические сказки

Техника основана на том, что именно в этих историях в метафорическом, символическом виде содержатся ключи к решению различных наших проблем. Ведь сказки – это та самая кладовая, где хранится опыт всего человечества. Всё, что нас волнует и беспокоит, уже происходило в том или ином виде с другими. И было запечатлено в виде сказок и притч.

Обращаясь к сказкам, человек имеет возможность обратиться к опыту прошлых поколений и взять из него то, что актуально лично для него, в его конкретной ситуации.

Главное средство воздействия здесь – это метафора. Именно от того, насколько точно специалисту удастся подобрать метафору к той или иной проблеме клиента, зависит успех всей терапии.

Достоинства техники

Самым главным плюсом методики является её «экологичность». Это очень мягкий, щадящий способ работы, идеально подходящий и для детей, которые ещё не осознают своих чувств (и испытывают трудности с тем, чтобы оценивать происходящие в их жизни события), и для более старших людей, которые зачастую просто боятся заглянуть внутрь себя, посмотреть правде в глаза, назвать вещи своими именами.

 

Сказка хороша тем, что это история не про вас, а про другого. Нет необходимости что-то скрывать, боясь осуждения, выбирать слова, казаться лучше, чем вы есть на самом деле. Оценивать другого (сказочного героя, особенно отрицательного) гораздо проще, чем самого себя. За чужие страхи не может быть стыдно. И поэтому о них можно поговорить.

Ёмкие сказочные формулировки («и полцарства в придачу», «и жили они долго и счастливо») позволяют исследовать истинные опасения или желания человека. Особенно если предложить это нарисовать. В результате такой работы меняется эмоциональное состояние человека, ослабевает внутреннее напряжение, к лучшему меняется поведение.

Виды сказкотерапии

Как и все техники, относящиеся к арт-терапии, эта методика предоставляет большую свободу выбора форм работы с клиентом. Всё зависит от конкретной ситуации. Ну и от того, насколько точно сказкотерапевт понимает запрос. Как же можно работать со сказками?

  • Их можно читать, наблюдая за теми эмоциями, которые ребёнок испытывает в процессе.
  • Их можно обсуждать (тут поле вариантов поистине безгранично).
  • Истории можно рассказывать. Тут большое значение имеет выбор слов, которые использует рассказчик – ведь все рассказывают одну и ту же историю по-своему. Кроме того, очень полезно пересказывать истории от лица разных героев – это развивает эмпатию.
  • Их можно сочинять. Это особенно полезно, если речь идёт о поисках выхода из трудной ситуации. Или если нам важно понять, как именно выглядит жизненная ситуация клиента, что его травмирует, беспокоит. Также это кладезь полезной информации об установках клиента, привычных для него способах взаимодействия с окружающими.
  • Их можно переписывать. Если ребёнку не нравится какой-то сюжетный поворот или финал истории, он вправе его изменить! Это даёт выход негативным эмоциям и снимает внутреннее напряжение. Кроме того, ребёнок учится действовать в тех ситуациях, которые он не готов принять. И видеть различные варианты развития событий.
  • Истории можно иллюстрировать – рисовать, клеить, лепить, вырезать.
  • Их можно проигрывать. Это особенно удобно в рамках организационной или семейной терапии. Например, с помощью кукол (в этом случае у ребёнка есть возможность выразить через куклу те эмоции, которые он в себе подавляет).

Какие истории используют для техники

В методике используются как всем известные сказки (народные и авторские), так и истории, написанные специально для психокоррекционной работы. Как правило, они объединены в сборники по темам или проблемам. Например:

  • для гиперактивных детей;
  • для агрессивных детей;
  • для детей, испытывающих всевозможные страхи (воды, темноты, молнии и так далее);
  • для детей, у которых расстройства поведения связаны с физическими проявлениями (энурез, проблемы с едой или сном);
  • для детей, переживающих различные проблемы или изменения в семье (развод родителей, появление брата или сестры, кардинальная смена места жительства);
  • для детей, переживших потерю (близкого человека, домашнего питомца).

Сюжеты этих историй также очень разнообразны. Выбирая сказку, нужно обязательно учитывать возраст ребёнка, его интересы и предпочтения. Например, младшим дошкольникам больше подходят истории о животных, детям постарше – волшебные истории, а подросткам – бытовые.

Трансформационные («Гадкий утёнок», например) подходят детям разных возрастов (кроме самых маленьких). Равно как и страшные истории. Тут выбор зависит от конкретной проблемы, которую нужно решить.

Типы сказок

В методике используется всего 5 типов сказок:

  1. Дидактические. Это самый простой и понятный даже малышам вид. Задачей дидактической истории является формирование какого-либо навыка. Она обучает, передаёт информацию (так, например, «Волк и семеро козлят» учит осторожности, а «Мойдодыр» – навыкам гигиены).
  2. Психологические во многом похожи на дидактические. Они тоже обучают, но не бытовым навыкам и действиям, а чувствам, отношению к другим людям.
  3. Медитативные призваны успокоить и расслабить ребёнка, погрузить его в мир мечты. В них нет зла и насилия. Это идеальный мир, полный красоты и гармонии. Здесь живут добрые феи и эльфы, все занимаются созидательной деятельностью, творят добро, не конфликтуют, а договариваются. И всегда приходят друг другу на помощь. Медитативные истории не только расслабляют ребёнка, но и помогают ему сформировать правильные этические установки (что особенно актуально в условиях, когда вокруг себя ребёнок ничего подобного не видит).
  4. Психотерапевтические помогают раскрыть глубокий смысл происходящих событий, дают пищу для размышлений. Это не всегда истории со счастливым концом, но именно благодаря им происходит личностный рост ребёнка, меняется его восприятие жизни. Он понимает, что на многие жизненные вопросы нельзя дать однозначный ответ, что у разных героев может быть своя правда. Эти истории ещё можно назвать философскими – за ними всегда стоят очень серьёзные темы. Многие из них посвящены жизни и смерти, потере, ключевому жизненному выбору. Они оказывают поддержку в трудную минуту, помогают определиться с приоритетами, остаться верным себе или измениться для другого, учат прощать.
  5. Психокоррекционные призваны исподволь влиять на чувства ребёнка или подростка и его поведение (в качестве примера можно привести «Сказку о потерянном времени»). В таких историях всегда есть информация о том, какое поведение (и почему) является неэффективным. И модель социального одобряемого поведения. Психокоррекционной историей можно назвать произведение В. Катаева «Цветик-семицветик».

Обсуждать или не обсуждать с ребёнком сказки?  

Вопрос очень тонкий. Всё зависит от конкретного ребёнка и его особенностей. Кому-то важно поговорить о своих чувствах, задать вопросы, прояснить то, что осталось непонятным. А кто-то бережёт свой внутренний мир, хочет поразмышлять об услышанном самостоятельно и не готов сразу же делиться своими мыслями и чувствами.

Сказкотерапевт выстраивает работу так, чтобы она была максимально эффективной. Не только в пределах одной встречи, но и в результате прохождения всего курса. Порой ребёнок, которому не задавали лишних вопросов, на следующей встрече сам возвращается к взволновавшим его темам. Или просто становится более открытым, искренним в своих проявлениях.

Как создать терапевтическую сказку самостоятельно

Чтобы сочинённая для определённых целей история оказала нужный терапевтический эффект, при её создании следует соблюдать несколько правил.

  1. Она должна содержать в себе проблему, напоминающую проблему ребёнка, но не её точную копию.
  2. Она должна предлагать информацию о приемлемом выходе из трудной ситуации, в которой оказался ребёнок.
  3. Действие должно разворачиваться по определённым законам:
  • экспозиция («жили-были…»);
  • завязка, в которой появляется проблема или зарождается конфликт («и вот однажды…»);
  • развитие и кульминация (где показано, какие именно действия приводят героя к решению его проблемы, и в чём это решение состоит);
  • а также развязка (новый порядок, возникший в результате преодоления конфликта/решения проблемы) и мораль (подведение итогов, выводы).

Какие ещё условия нужно соблюдать?

Герои истории должны быть понятны и интересны ребёнку. Он должен хорошо представлять себе, как они выглядят. Поступки героев должны иметь чёткую оценку: плохие поступки – отрицательный герой, хорошие и добрые – положительный. Но это касается для маленьких детей. Вводить неоднозначных героев можно в истории, предназначенные для старших дошкольников и младших школьников.

Как провести сеанс сказкотерапии самостоятельно

Чтобы практика оказала целебный эффект, а не навредила ребёнку, важно соблюдать ряд условий.

  • Между вами и ребёнком должен существовать тесный эмоциональный контакт. Малыш должен вам доверять.
  • Чтение или пересказ должны быть эмоциональными, выражать ваши истинные чувства по отношению к описанным событиям и поступкам героев.
  • У вас должна быть возможность обмениваться с ребёнком взглядами, видеть лица друг друга.
  • Нельзя прерываться, отвлекаться, делать слишком длинные паузы.

Чем старше ребёнок, тем больше история должна соответствовать принципу «открытости»: в ней должны содержаться такие поступки или события, которые можно расценивать по-разному. 

Фото на анонс и заглавная: Depositphotos.com
источник: https://www.baby.ru/wiki/terapevticheskie-skazki-vhe/

⚠️ Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!

 

Давайте знакомые книжки откроем.
И снова пойдём от страницы к странице,
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться!

В читальном зале библиотеки-филиала №2 состоялся турнир знатоков «Давайте знакомые книжки откроем», посвящённый книге. Его гостями стали первоклассники школы №4.

Дети окунулись в мир сказок по знакомым с детства книгам, встретились с их героями. Это и Незнайка Носова, и Винни Пух, и сказочные персонажи Александра Пушкина. Ребята активно отвечали на вопросы, выполняли увлекательные задания: было видно, что они очень любят читать книги.Участники мероприятия листали понравившиеся книги и журналы, общались и просто отдыхали.

22 апреля во всем мире отмечается Международный день Земли. Это самый полезный и гуманный праздник, который посвящен защите окружающей среды, озеленению планеты и пропаганде бережного обращения к природе.
Накануне праздника, в детско-юношеском отделе модельной библиотеки г. Белогорска собрались ребята из клубного объединения «ЛИС» на экологический урок «Дети против пластика». На этот раз ребята затронули очень важную тему – тему загрязнения нашей планеты пластиком. Участники мероприятия познакомились с одним «очень вредным товарищем» – пластиковым пакетом и с его не менее «вредной подругой» – пластиковой бутылкой. Школьники выяснили, почему их считают очень вредными, и как правильно от них избавляться.
Заинтересовали девчонок новые книги, поступившие в библиотеку: «Дети против пластика» М. Дори и «Эта книга не про мусор» И. Томаса. Познакомившись с книгами, участники встречи захотели сами стать супергероями, что бы победить пластик и спасти Мировой океан. В ходе мероприятия, дети смотрели документальные фильмы о вреде пластика и спасении морских черепах, сопереживая морским обитателям. В конце встречи дети изготовили забавные поделки из пластика и мастерили морских черепашек, как символ счастливой жизни морских обитателей.

Михаил Афанасьевич Булгаков - Мастер и Маргарита 

   Роман мог бы называться «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын Велиара», «Гастроль Воланда», «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца», «Он явился», «Пришествие», «Черный маг», «Копыто консультанта» или «Князь тьмы».

  Действие «Мастера и Маргариты» начинается 1 мая, и некоторых читателей смущает небывало жаркий закат в это время года. Но в 1929 году в этот день в Москве действительно наблюдалось необычное резкое потепление.

   Первую рукопись романа автор сжёг. Не зря Булгаков считал себя преемником Гоголя. В одной из версий романа герой описывался так: «Худой и бритый блондин с висящим клоком волос и с острым птичьим носом».

   Главным прототипом Маргариты была третья жена писателя — Елена Сергеевна Булгакова. Их роднят даже такие детали, как «косящий разрез глаз» (у Елены Сергеевны) и «чуть косящая на один глаз ведьма» (героиня романа).

   В каждом жителе Москвы можно найти черты знакомых, соседей, коллег Булгакова. Аннушка, например — прообраз соседки Булгакова по коммунальной квартире Анны Павловны Горячевой. Её появление всегда предзнаменовывало неприятности и скандалы. Образ этой дамы не раз появлялся в булгаковских произведениях под разными именами.

   Свита Воланда — не выдумка автора. Образ каждого из приспешников Воланда можно отыскать в религиозных писаниях и мифологии.

В Азазелло не сложно разгадать демона пустыни Азазеля. Это падший ангел, упоминания о котором датированы III в. до н.э. В соответствии с писанием, этот демон преподнёс мужчинам оружие, чтобы на земле плодились войны, и тёмные знания женщинам, чтобы те водили дружбу с нечистым.

   Бегемот — тоже не просто забавная кличка кота. Это имя демона чревоугодия. Упоминания о нем можно найти в Библии и демонологии. Кроме кошачьего, он умеет принимать волчий, собачий и слоновий облики.

В редакции романа «Мастер и Маргарита» 1929–1930 годов имя Воланд воспроизводилось полностью латиницей на его визитной карточке: «D-r Theodor Voland». В ранних редакциях Булгаков пробовал для будущего Воланда имена Азазелло и Велиар.

Существует версия, что Воланд не дьявол, а, наоборот, светлое существо. Она основывается на сравнении некоторых деталей в описании Воланда и Иешуа. Иешуа предстал перед прокуратором с большим синяком под левым глазом — у Воланда правый глаз «пустой, мертвый». В углу рта Иешуа ссадина — у Воланда «угол рта оттянут книзу». Иешуа был сжигаем солнцем на столбе — «кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар». Разорванный голубой хитон Иешуа превращается в грязные тряпки, от которых отказались даже палачи — Воланд перед балом «одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече». Иисуса именуют Мессией, Воланда — мессиром.

   В Москве по адресу ул. Большая Садовая, д. 10 в квартире № 50 находится музей, рассказывающий о жизни и творчестве писателя. Также там проходят театральные постановки, своеобразные импровизации на произведения Михаила Булгакова.

 По сообщению вдовы писателя, Елены Сергеевны, последними словами Булгакова о романе «Мастер и Маргарита» перед смертью были: «Чтобы знали... Чтобы знали».

 

Первый Аниме фестиваль Белогорска состоялся!

 Благодаря работе организаторов, волонтеров и участников мероприятие приняло грандиозный масштаб. Спасибо всем большое, вы невероятные молодцы! Первое место и звание победителя первого аниме фестиваля Белогорска получила команда Чилдишвар (Цукаса, Нене, Рин, Лен).

Особую благодарность выражаем членам жюри:

Алине (Хими́дзу Рю́), косплееру с 5-летним стажем, участнику Владивостокских и победитель Благовещенских фестивалей;

Татьянае, она с детства увлекается рисованием, аниме и чтением манги, а также уже более двух лет лет изучает японский язык и культуру Японии;

Елизавете (Эрвинка) в косплей-деятельности развивается 5 лет, имеет большой опыт участия в фестивалях различного уровня;

Сабине (Рей Кáтой (RayKatoi). В косплее с 2018 года. Побывала на различных фестивалях своего города, Дальнего Востока (Animate!It) и заграницей - в Тайланде.

Также большую поддержку фестивалю подарили Татьяна, Фадей, Иван и Глеб (Секью́рити), большое спасибо нашим волонтерам за помощь!

К 100-летию со дня рождения Астафьева В. П., советского и российского писателя, эссеиста, драматурга и сценариста.

У каждого из нас есть право на здоровье, но чаще всего наше здоровье зависит от нас самих. В том числе от того как и чем мы питаемся.

18 апреля учащиеся МАОУ «Школа №200» во время проблемного разговора «Не отнимай у себя завтра» прослушали лекцию о здоровом питании. Врач-педиатр детской поликлиники ГАУЗ АО «Белогорская больница» Першина Елена Леонидовна рассказала ребятам что, как и когда полезно готовить и употреблять в пищу, а от чего следует отказаться. Затем ребята беседовали, отвечали на вопросы: чем питается каждый из них, как часто и насколько это правильно. Школьники пришли к выводу, что необходимо уже сейчас вырабатывать привычку правильного питания, чтобы избежать проблем со здоровьем в будущем, тем более это не так уж и трудно.

 

 18 апреля – международный день памятников и исторических мест, или День всемирного наследия. Цель создания Дня всемирного наследия - отметить разнообразие культурного наследия во всем мире, а также повысить осведомленность о его актуальности, степени уязвимости и его сохранению для будущих поколений.

Сотрудником центральной городской библиотеки для учащихся школы №10 был проведен час истории «Там, где память, там слеза…».

Мероприятие прошло в форме интерактивной игры.

Ребята отвечали на вопросы, касающиеся сражений, подвигов, городов-героев и памятников Великой Отечественной войны. Они вспомнили такие памятники, как «Могила неизвестного солдата» в Москве, «Родина-мать зовет!» в Волгограде, «Ржевский мемориал Советскому солдату»  и другие.

Участники мероприятия были ознакомлены с монументами, расположенными на территории нашего города. Команды с интересом отмечали на картах города Белогорска памятные места: памятники, обелиски.

Среда, 17 Апреля 2024 15:59

Все на субботник!

Субботник – это добрая традиция, которая объединяет людей, дает им еще один повод сделать доброе и полезное дело в благоустройстве территорий своего города. Но субботник – это не только уборка, но и общение, хорошее настроение, позитивные эмоции.

Стать частью позитивных изменений в Белогорске вызвались сотрудники библиотек города. 17 апреля 2024 года наравне с работниками других учреждений культуры освежили сквер «Молодёжный» – подкрасили скамейки и побелили стволы деревьев. 

no

Новинки литературы

lis

Библиомастерская

Облако тегов

Часы работы

Последняя среда каждого месяца - санитарный день

  • Вторник - Пятница : с 9.00 до 18.00
  • Суббота, Воскресенье: с 9.00 до 17.00
  • Понедельник : выходной

Контакты

Адрес : 676850 Амурская область, г.Белогорск, ул.Малиновского, 18

  • Email : bibliobelogorsk@yandex.ru
  • Телефон : 8 (41641) 2-72-00
  • 8 (924) 447-27-51

QR

qr code

Яндекс.Метрика

2022 © МБУ "Централизованная библиотечная система г. Белогорска"

Муниципальное казенное учреждение "Управление культуры Администрации г. Белогорск"
Адрес: 676850, г. Белогорск, ул. Ленина, 28, каб. 102; Телефон:8(416-41) 2-71-47, 8(914) 580-05-26; E-mail: bel-kultura@yandex.ru